Депутаты парламента Ленобласти легализовали поездки таксистов между городом и областью. Перевозчики почти год ждали соглашения властей, пересекая границы субъекта и закона. Поездки таксистов между Петербургом и Ленобластью считались незаконными с декабря 2016 года, когда истекло действие соглашения о взаимном признании лицензий такси двух регионов. Год работы таксистов вне закона, по мнению экспертов, может стать причиной конфликтов таксистов со страховыми компаниями: страховщики могут отказаться от возмещения ущерба по авариям, произошедшим в период, когда работа перевозчика не регулировалась соглашением.
Соглашение о взаимном признании лицензий такси двух регионов областные парламентарии утвердили 25 декабря на последнем заседании года. Только после одобрения депутатов документ вступил в силу, хотя губернаторы Георгий Полтавченко и Александр Дрозденко подписали официальные бумаги еще 9 октября. В ноябре соглашение появилось на сайте Смольного, и многие таксомоторные компании посчитали проблему решенной.
Однако двусторонний документ требовал одобрения депутатов областного ЗакСа. «Мы разные субъекты. В Петербурге соглашение вступает в силу сразу после утверждения градоначальника, в Ленобласти после подписи губернатора необходимо создание законодательного акта, которое поддержат депутаты»,— уточнили в Доме правительства.
Примечательно, что изменения, согласование которых тянулось до осени, коснулись лишь непринципиальных юридических формулировок, сообщили «Ъ» участники переговоров с обеих сторон. В целом документ дублирует содержание предшествующего: разрешения на работу такси на территории Петербурга будут действительными в Ленобласти, и наоборот. В отличие от предыдущего пятилетнего соглашения, новый документ будет действовать три года: до 31 декабря 2020 года.
Пока между юристами шел процесс обмена правками, стороны еще летом договорились не штрафовать водителей и не эвакуировать машины таксистов. До введения негласного моратория на наказания в городе контрольные органы успели оштрафовать десять таксистов, в области — ни одного.
Наиболее пострадавшей от отсутствия соглашения считает себя областная таксомоторная компания «Салют». Весной 15 машин таксопарка были задержаны и эвакуированы на штрафстоянку в Петербурге за незаконную предпринимательскую деятельность. Санкции статьи 14.1 КоАП предусматривают для юрлиц штраф в 400 тыс. рублей с конфискацией автомобиля. К концу лета все машины удалось вернуть на линию, но пассажиров из города в область таксисты возить перестали. Простой каждой из 15 эвакуированных машин оценивается почти в 200 тыс. рублей, первый иск на эту сумму будет рассматриваться арбитражным судом в январе, сообщил «Ъ» директор ООО «Салют» Евгений Краснюк. Предприниматель также намерен взыскать со Смольного более 10 млн рублей недополученной прибыли за «пустые» поездки из Петербурга на базу в поселке Красный Бор.
Директор Юридического бюро по защите прав автомобилистов Алексей Кузнецов указывает, что если в течение этого года таксист становился виновником ДТП, расплачиваться за отсутствие разрешения придется ему, а не чиновникам. Страховщики оплатят ущерб всем пострадавшим в случае ДТП, но позже виновника аварии с электронным полисом ОСАГО заставят компенсировать всю сумму ущерба в порядке регресса.
Петербург — один из немногих регионов, где автомобили еще можно застраховать как такси, но сам факт пребывания «в рейсе» в момент аварии в суде доказать будет довольно проблематично, считает глава регионального отделения общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.
Статус такси влияет только на тариф полиса ОСАГО вне зависимости от региона пробега, не соглашается с коллегами председатель Комитета автострахования Александр Баклушин. «Если же таксист скрыл факт коммерческого использования автомобиля, возмещать убытки ему придется даже на «своей» территории»,— добавил он.
По официальной статистике, в Петербурге по состоянию на конец 2017 года насчитывается больше 35 тыс. разрешений на перевозку такси, в Ленобласти — около 4 тыс.